Итоги года и перспективы на будущее: как российская фармотрасль перестраивается под новые реалии

Итоги года и перспективы на будущее: как российская фармотрасль перестраивается под новые реалии

Онлайн-журнал «Стратегия» опубликовал статью генерального директора фармацевтической компании «Алцея» Дениса Глядяева, где он подводит итоги года и обозначает ключевые тенденции фармрынка на предстоящий год. Узнайте, как отрасль справляется со сложностями, в том числе с санкционными барьерами, и почему перестройка бизнес-подходов стала главным ответом на вызовы.

Трансформация фармы — главный ответ на вызовы

Генеральный директор компании «Алцея» Денис Глядяев подводит итоги прошлого года и обозначает основные вызовы и тенденции в российской фармотрасли.

Многие российские компании пережили в прошлом году непростой для себя этап — вектор на преодоление вызовов, заданный в 2022 году, не терял актуальности. Уход западных игроков вызвал ряд сложностей: появились перебои с поставками, проблемы с логистикой и так далее. К тому же российский фармрынок по-прежнему остается в определенной мере зависимым от импорта.

Тем не менее эти вызовы одновременно выступают стимулом для фармацевтических компаний — шире стали перспективы для развития, появились новые ниши, прежде занятые западными игроками. В итоге на шаг впереди оказались те, кто успел еще в предыдущие годы наладить контакты с партнерами из Азии. У них уже есть база, позволившая начать движение в новых условиях с высокого старта. Такие игроки уже обладали отлаженными логистическими цепочками, тогда как остальным пришлось перестраиваться на лету, искать новых партнеров, поставщиков сырья, разрабатывать новые методы работы.

Но уход западных компаний — не единственный вызов. Изменения коснулись долгосрочных клинических исследований новых препаратов — многие из них были остановлены или отложены на неопределенный срок. Сейчас последствия этого фактора не так заметны, но они скажутся через пять-десять лет: несколько сотен инновационных препаратов, которые изучаются в ходе этих исследований, могут не попасть в Россию.
Тем не менее наиболее пессимистические прогнозы все же не оправдались. Для фармрынка прошлый год оказался лучше, чем ожидалось, а ряд компаний вышли из него не только без существенных потерь, но и в плюсе.

Даже в условиях санкций выпуск российских препаратов не останавливается — пусть и пришлось экстренно искать новых поставщиков сырья для ряда наименований. Однако логистика постепенно стабилизируется, новые российские лекарства все активнее выводятся на рынок. Тем самым решается главная задача отрасли — наладить отечественное производство и удовлетворять запросы российских потребителей, не полагаясь на западных игроков.

Таким образом, главным трендом на фармацевтическом рынке стала трансформация —перестройка как бизнес-подходов, так и маркетинга. Влияние на эти процессы оказывают и действия регуляторов, которые стремятся стимулировать отрасль, и экономическая ситуация в стране в целом.

При этом основным фактором влияния остается рост цен – конечно, вызовы второго года тоже внесли свой вклад, но это гораздо более давняя тенденция. Так, цены за последние десять лет выросли примерно на 70%. Стоит также отметить, что в сегменте безрецептурных средств наблюдается некоторый спад, тогда как доля БАДов растет. Наблюдается и рост доли дженериков по сравнению с оригинальными препаратами, что отчасти можно объяснить импортозамещением и ростом цен.

Набирает обороты и онлайн – все больше россиян покупают лекарственные средства в интернете, причем половина из них – исключительно в интернете. Игнорировать этот тренд сегодня невозможно, и ведущие игроки фармрынка усиливают этот канал продаж и коммуникации. На сегодняшний день бренды «Алцея» хорошо представлены на онлайн площадках, составляющих более 95% оборота канала. Компания также одной из первых на рынке запустила rich-контент, чтобы предоставить максимум информации о наших продуктах аудитории. В результате доля продаж в e-com составляет 12,7 (тогда как средний показатель по фармрынку – 11,4).

Любопытно, что за покупкой БАДов потребители обращаются не только в специализированные интернет-аптеки, но и на маркетплейсы, что помогает развивать доставку препаратов на дом. При этом фармотрасль активно вбирает лучшие практики цифрового ритейла, что усиливает ее цифровизацию в целом. Это очень значимо для фармы, поскольку цифровые решения значительно повышают эффективность бизнес-процессов. Поэтому передовые компании не только пользуются внешними цифровыми инструментами, но и разрабатывают собственные.

В качестве примера можно привести BI-систему, которая используется в компании «Алцея». Она аккумулирует внешние источники данных (аудиты рынка IQVIA, AlphaRM) с внутренними (отчетность по закупкам, продажам и стокам более чем 70 клиентов). На основе сквозной аналитики строится единая система метрик и KPI, объединяющая все функции внутри компании.

Разумеется, эффективный бизнес-подход не ограничивается цифровизацией процессов. Сегодня мы переживаем эпоху нестабильности, когда сложно прогнозировать даже на несколько месяцев вперед, поэтому так важно уметь быстро реагировать на внешние изменения и принимать бизнес-решения, а главное — фокусироваться на нуждах потребителей и отвечать на их запросы максимально быстрым и эффективным образом.

Источник: https://strategyjournal.ru/ekonomika-i-biznes/transformatsiya-farmy-glavnyj-otvet-na-vyzovy/

Share

Events 25 February
    We use cookies

    By using this website, you consent to the collection and processing of your personal data, including through the use of third-party services, cookies and web analytics, on the terms and conditions set out in the Policy on personal data processing for websites and hotlinePersonal Data Processing Policy. You also accept the terms and conditions of our Пользовательского соглашенияUser Agreement.

    en_USEnglish