Более 85% фармацевтов нуждаются в дополнительной информации о препаратах, с которыми они работают
Компания «Алцея» провела онлайн-опрос фармацевтов
Более 85% российских фармацевтов считают, что им не хватает информации о препаратах, доступных на территории России. При этом 87% респондентов оценивают свой уровень информированности как средний, а еще 45% отмечают, что общий уровень осведомленности среди фармацевтов в целом достаточно низкий. Такие данные были получены в ходе исследования, проведенного фармацевтической компанией «Алцея» на платформе «Смартфарма». Опрос был призван выяснить, с какими проблемами сталкиваются первостольники в своей работе и как фармацевтические компании могут помочь в их решении.
Большинство фармацевтов (60%) получают информацию о препаратах, с которыми они работают, в первую очередь из интернет-ресурсов, чуть меньше (57%) — из вебинаров, а для 41% основным источником информации служит листок-вкладыш. Респонденты также узнают о препаратах из информационных буклетов (34%), от коллег (26%), из общения в фармкружках и на других мероприятиях (25%), в том числе на очных мероприятиях по повышению квалификации (20%).
При этом самым предпочтительным дополнительным форматом получения информации фармацевты назвали вебинары (60%). Серьезным источником данных выступают и визиты медицинских представителей — их поддерживает около 40% опрошенных. Примерно столько же (38%) согласны с утверждением, что медицинские представители помогают получить полезную информацию о препаратах, а почти половина (47%) подчеркивает, что все зависит от конкретной компании.
Оптимальная частота контактов с медпредставителями для 40% респондентов — 1 раз в месяц, и это самый распространенный ответ. Еще 15% предпочли бы взаимодействовать 2-3 раза в месяц, а 14% — раз в неделю. Примерно 5% заявили, что им достаточно 1-2 раз в год, и только 12% сообщили, что вообще не нуждаются в таком взаимодействии.
На вопрос, какую поддержку фармацевты хотели бы видели со стороны фармкомпаний, 53% ответили, что для них актуальна помощь в продвижении рецептурных препаратов. Еще 50% заинтересованы в обучении и образовательных материалов, 47% нуждаются в поддержке по утилизации просроченных препаратов, а 42% в информировании о продуктах. Лишь 12,5% ответили, что никакая поддержка им не требуется.
Опрос также коснулся других моментов, с которыми фармацевты регулярно сталкиваются в своей работе, а именно наполнения листка-вкладыша, размещения QR-кода на упаковке и проблемы тихоликвидов, то есть рецептурных препаратов с невысоким спросом. Проблема с расположением QR-кода на упаковке оказалась достаточно актуальной — с той или иной частотой с ней сталкиваются около 95% фармацевтов. 36% испытывают ее постоянно или часто, 45% — время от времени, и лишь 5% первостольников никогда не испытывали сложностей из-за неудобного размещения маркировки.
Похожей оказалась статистика по проблеме неликвидов — лишь 5% фармацевтов ее не испытывают, а для всех остальных она актуальна, в той или иной степени. Так, 48% сталкиваются с ней время от времени, 25% считают ее очень острой, а 16% испытывают ее изредка. При этом 30% провизоров считают, что решить эту проблему можно, если поставлять тихоликвиды по заказу, 25% видят выход в снижении цены, 11% предлагают уменьшить объем закупок, 9% выступают за усиленное продвижение, а 8% — за дополнительное обучение со стороны фармкомпаний. Так или иначе, большинство опрошенных сходится на том, что фармкомпании могут помочь им в работе и сделать ее комфортнее и эффективнее как для них самих, так и для потребителей.
«Опираясь на результаты исследования, компания «Алцея» в 2025 году сфокусируется на всех аспектах, которые волнуют российских фармацевтов. Особенно важен для нас запрос на повышение осведомленности о препаратах. Мы приложим все усилия, чтобы наши вебинары, материалы на интернет-ресурсах, коммуникации медицинских представителей были максимально информативными, экспертными, лаконичными и полезными, — — говорит Елена Еланцева, коммерческий директор «Алцея». — Отмечу также, что компания ответственно относится к качеству информации на упаковке и листке-вкладыше в соответствии с законодательством. Мы регулярно получаем обратную связь от партнеров, которая помогает нам совершенствоваться. Тем самым мы стремимся как можно более полно отвечать на запросы и продолжим двигаться в этом направлении в предстоящем 2025 году».