«Алцея» – это компания с миссией
В колонке для портала «Фармацевтический вестник» финансовый директор «Алцея» Елена Подмоскова рассказала о том, какие подходы, процессы и инструменты в сфере управления финансами помогают компании справляться с внешними и внутриотраслевыми вызовами.
Эксперт рассказала о специфике управления финансами в фармбизнесе
О роли финансов в фармацевтической компании, вызовах, которые стоят перед финансовыми специалистами, а также путях их преодоления рассказала финансовый директор компании «Алцея» Елена Подмоскова.
Внешние вызовы
«Сейчас мы работаем в условиях большой неопределенности, и это касается не только нашей компании. Каждый день могут быть какие-то изменения, к которым необходимо быть готовыми заранее. Поэтому дополнительно к основному плану развития мы сразу просчитываем несколько различных сценариев — так называемых «бэкап»-планов, — оцениваем риски, которые могут быть к нам применимы, и способы управления ими. «Бэкап»-планы позволяют оперативно переключаться с одного сценария на другой.
Например, в компании предусмотрено несколько сценариев развития бизнеса в зависимости от разной динамики курса рубля к евро и доллару, так как часть наших продуктов производится за пределами России и у некоторых товаров локального производства есть импортная составляющая, которая также напрямую зависит от курса рубля.
Кроме того, все из-за той же неопределенности у нас есть заранее проработанные разные логистические пути поставки лекарств из стран ЕС и Турции, где производится часть нашей продукции, в Россию. Заключены договоры на транспортировку с несколькими логистическими партнерами, и, если у одного возникают сложности, мы имеем возможность оперативно переключиться на другого.
В сценариях мы рассматриваем не только риски, но и возможности. Прорабатывая очередной прогноз, оцениваем ситуацию на рынке, активности конкурентов, динамику продаж наших товаров и все возможные имеющиеся данные и ищем пути для ускорения развития бизнеса. Например, когда два года назад некоторые иностранные компании ограничили рекламу своих товаров на российском рынке, мы, наоборот, усилили поддержку во всех возможных каналах продвижения. Это помогло нам существенно нарастить долю рынка и увеличить свой бизнес.
Что касается изменений в российском законодательстве, направленных на стабилизацию экономической ситуации в целом, то здесь с серьезными вызовами мы не столкнулись. Появились незначительные ограничения, но они не осложняют ведение бизнеса, а, зачастую, наоборот, даже помогают. Например, ограничения выплат по займам компаниям, зарегистрированным в еврозоне (не более десяти миллионов рублей в месяц), позволили нам аккумулировать в России собственные средства не только для финансирования своей операционной деятельности, но и для получения существенного дополнительного дохода от размещения денежных средств на краткосрочных депозитах.
Внутриотраслевые вызовы
Фармацевтика — одна из отраслей, которые предельно жестко контролируются государством. И это понятно — от качества и доступности производимых лекарств зависит здоровье людей. Фармкомпании должны обеспечить обязательную сертификацию лекарств, несут значимые расходы на продвижение продукции, предоставляют длительные отсрочки платежа для дистрибьюторов, ведут сложный учет.
Сложность учета в том числе обусловлена тем, что в фармбизнесе необходимо обеспечить прослеживаемость партий и сроков годности продукции по всей логистической цепочке от отгрузки товара со склада дистрибьютору до покупки лекарства в аптеке пациентом. Для этого в нашей системе 1С настроен функционал серийного учета, который также содержит даты производства каждой партии и таким образом позволяет держать под контролем сроки годности продукции.
Для российской системы сбыта фармацевтической продукции характерны большие сроки предоставления отсрочек платежа крупным дистрибьюторам. Мы наладили тщательный контроль за своевременным получением оплат по отгруженной продукции: постоянный анализ финансового положения партнеров, установление кредитных лимитов, приостановление отгрузок дистрибьюторам, которые задерживают оплату, до момента урегулирования задолженности, запрос гарантийных писем и другие меры.
Мы выстроили эффективные подходы бизнес-аналитики и гордимся своими продвинутыми процессами и инструментами. Анализируем продажи нашего товара дистрибьюторам, и далее по цепочке: продажи дистрибьюторов в аптеки и аптек — конечным покупателям.
Мы анализируем не только продажи, но и их эффективность. Для каждого бренда из нашего портфеля мы выстраиваем собственный P&L. Различные взгляды на эти P&L — например, сравнение P&L по брендам между собой, с прошлыми периодами и с P&L по компании в целом — позволяют узнать, какие бренды работают более эффективно и улучшают нашу прибыльность в целом, а на какие бренды нужно обратить внимание. А вместе со знаниями появляется возможность этим управлять: где-то, если позволяет рыночная ситуация, изменить цены, где-то провести дополнительные маркетинговые акции, перенаправить поддержку с одного бренда на другой и так далее.
Призма интересов потребителей
Очень важно, что мы не держим в голове одни только цифры. «Алцея» — это компания с миссией. Мы работаем с продуктами, которые помогают людям поддерживать здоровье и улучшают качество их жизни. Эта миссия живет в сердце каждого сотрудника нашей компании, в том числе и у тех, кто работает с финансами».